МЧС России подготовило законопроект, в котором законодательно закрепляются обязанности организаций в рамках функционирования Системы-112

- Особенности работы Системы-112 в России.
- Цели и задачи единой системы быстрого реагирования.
- Какие права и обязанности получат организации после принятия нового законопроекта.
- Какие существующие противоречия разрешает новый законопроект.
МЧС России подготовило новый законопроект, который будет регулировать работу Системы-112 в России. Согласно нововведению, организации, имеющие в своём распоряжении диспетчерские службы, должны будут принимать вызовы о любых ЧП и предавать информацию в Систему-112. В их число входят организации, которым принадлежат объекты газового снабжения и распределения, горячего и/или холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, субъекты электроэнергетики.
Кроме того, новый проект предполагает расширение полномочий субъектов РФ в вопросах определения организаций, которые помимо диспетчерских пунктов должны организовать обмен информацией с Системой-112. Это позволит быстро передавать вызовы службам немедленного реагирования.
Описание Системы-112 и особенности работы
Система-112 — это всероссийская служба для вызова помощи пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия. Единый телефон для вызова неотложной помощи гражданами появился в России в 2013 году. Система создана для защиты людей при угрозах жизни и здоровью, пожарах, авариях. Любой человек, попавший в опасную ситуацию, может вызвать неотложную помощь по единому для всех служб телефону.
На текущий момент 60 регионов России получили проекты Системы-112, разработанные Минкомсвязью. В других субъектах РФ разработка проектов ведётся за счёт собственных бюджетов. Более 50 регионов уже успешно работают с Системой-112, а в 2021 году по плану её запустят в оставшихся.
После внедрения системы немедленного реагирования предполагается снизить смертность и число пострадавших из-за чрезвычайных происшествий. Также система направлена на повышение уровня безопасности и благополучия населения России.
Состав Системы-112
В структуру входит несколько подсистем:
- Телекоммуникационная. Обеспечивает связь диспетчеров и абонентов. Вызов от пострадавшего (телефонный звонок или SMS) поступает в Систему-112, а после направляется диспетчеру для немедленного реагирования.
- Информационно-коммуникационная. Получает, обрабатывает и сохраняет данные о вызовах и сообщениях. Подсистема позволяет оперативно получать архивированные данные и обеспечивает аналитическую поддержку для быстрого принятия решений.
- Консультативное обслуживание. Необходимо для передачи справочной информации людям, позвонившим по номеру 112.
- Геоинформационная. Позволяет отображать на цифровых картах территориальное расположение позвонившего по номеру 112 лица и/или его телефона. Применяется для установления различных особенностей местности, на которой находится звонивший. Также используется для определения территориального расположения ближайших к месту происшествия мобильных бригад служб быстрого реагирования.
- Мониторинг. Подсистема принимает и обрабатывает данные и сигналы, которые поступают от датчиков, расположенных на подконтрольных неперемещаемых и передвижных объектах. В их числе автотерминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» и терминалы ГЛОНАСС/GPS, которые расположены в автомобилях оперативных служб и автомобилях, транспортирующих грузы высокого класса опасности.
- Информационная безопасность. Подразделение, которое обеспечивает защиту информации, поступающей в Систему-112.
Цели и задачи
ФЦП по введению единого для всей страны номера службы спасения была инициирована Указом Президента РФ в декабре 2010 года.
Основные цели создания:
- повсеместная защита населения благодаря согласованным действиям всех служб немедленного реагирования, основанным на едином алгоритме, во всех муниципальных образованиях;
- организация звонков в службу спасения по типу «одного окна», чтобы во время чрезвычайной ситуации пострадавшие не задумывались, по какому телефону им нужно звонить;
- слаженность работы разных служб быстрого реагирования для повышения эффективности выполняемых ими действий, снижения ущерба, экономии времени и ресурсов;
- сокращение затрат на согласованность работы служб немедленного реагирования;
- создание единого номера службы спасения 112, аналогичного со странами Евросоюза, чтобы была возможность обеспечить возможность вызова неотложной помощи иностранными гражданами по привычному телефону.
Повсеместный запуск системы решает следующие задачи:
- организация приёма операторами единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) сообщений граждан и психологическая поддержка пострадавших;
- передача данных профильным службам спасения для немедленного реагирования;
- анализ оператором ЕДДС данных, которые поступают о ЧП из разных источников;
- анализ поступающей информации и создание статистики;
- автоматическое определение номера обратившегося, его местонахождения и других данных, предоставляемых оператором, чтобы обеспечить автоматический дозвон, если по каким-либо причинам звонок прервётся;
- консультация и предоставление справочной информации позвонившим для координации их действий во время происшествия;
- создание базы данных об особенностях происшествий, о действиях, предпринятых для устранения возникшей ситуации, и их основных результатах.
Позвонить по единому телефону службы спасения можно с номера любого сотового оператора. Эта возможность доступна даже при нулевом или «минусовом» балансе, при неустойчивом соединении. Практически все современные мобильные телефоны поддерживают функцию экстренного вызова по номеру 112, даже если в них не установлена SIM-карта.
Какие обязанности будут выполнять организации после принятия нового Закона
В соответствии с Проектом Федерального закона «О вызове экстренных оперативных служб, информационной системе «Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, осуществляющие контроль за работой систем газового снабжения, распределения, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, будут обеспечивать приём вызовов о ЧП через находящиеся в их ведении диспетчерские службы. Также они будут обязаны организовывать совместную работу с Системой-112 и передавать оперативные данные о работе служб немедленного реагирования.
Представители исполнительной власти субъектов РФ смогут сами определять, какие организации помимо диспетчерских служб будут работать с Системой-112. Операторы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» должны обеспечивать обмен данными в рамках закона РФ о сборе и передаче информации о ДТП и других ЧП. При этом операторы будут получать из Системы-112 данные о том, какие меры предприняты для помощи пострадавшим и немедленного устранения последствий возникшего ЧП.
Руководствуясь международными договорами РФ, ответственные лица могут обмениваться данными, которые хранятся в Системе-112, с другими государствами. Организации, перечисленные в новом Федеральном законе, могут получать из Системы-112 всю необходимую для принятия мер экстренной помощи информацию. В частности, это сведения об обратившемся, которые он передал самостоятельно при обращении, и сведения, которые регистрируются автоматически при обращении в Систему-112 (номер телефона пострадавшего, его местонахождение или местоположение аппарата, использованного для обращения).
Какие существующие проблемы решает законопроект
Вопросы создания и использования Системы регулируются несколькими нормативно-правовыми актами, однако не существует законодательного акта, который бы объединял все существующие положения в одну систему. Поэтому возникает проблема несогласованности и низкой эффективности в вопросах правового регулирования в этой сфере.
Так как участие в развитии Системы-112 принимают не только органы власти, но и иные организации, закрепить их права и обязанности необходимо законодательно. Сейчас они никак не зафиксированы нормативно-правовыми актами. Соответственно, существующие сегодня законы по вопросам развития Системы-112 в России не отвечают современным требованиям.
Это не позволяет эффективно решать многие существующие вопросы. В этой связи разработка нового законопроекта представляется оптимальным решением, которое позволит комплексно координировать отношения, складывающиеся в процессе развития и использования Системы-112.
Действие нового законопроекта распространяются на:
- органы власти;
- государственных заказчиков использования и совершенствования Системы-112;
- организации, которые задействованы в обмене информацией с Системой-112;
- иные организации, задействованные в работе Системы-112.
Законопроект закрепляет принципы использования и развития Системы-112, уточняет полномочия Правительства РФ и других органов власти, местного самоуправления, организаций. Новый законопроект разработан МЧС с учётом статьи 72 Конституции РФ, в которой обозначено, что вопросы контроля работы здравоохранения, принятия решений по борьбе с пожарами, авариями, другими природными и техногенными катастрофами, эпидемиями, а также устранения их последствий решаются совместно правительством РФ и субъектами РФ.
За время своего существования Система-112 показала высокую эффективность. Только в Москве и Московской области за 4 года было зарегистрировано около 35 миллионов обращений. В 2019 году было добавлено несколько новых функций, в том числе СМС-оповещение пострадавшего о действиях спасательной бригады. Планируется, что все опробованные нововведения в скором времени станут доступны в каждом регионе России, чтобы все граждане и гости страны могли получить своевременную и качественную помощь.
Комментариев (0)